Гурулева В.В., Гайдуков П.Г. Клад начала XIX века с Днепровских порогов. Иллюстрация 11
     Печать  http://russianchange.ru    
В. В. Гурулева (Государственный Эрмитаж), П. Г. Гайдуков (Институт археологии РАН)
Клад начала XIX века с Днепровских порогов. Иллюстрация 11

Изд.: Белградский сборник. К XXIII Международному конгрессу византинистов. Белград, Сербия, 22–27 августа 2016 года. (Труды ГЭ. Т. LXXX). СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2016. С. 34–46.


Алексей III Ангел (1195–1203). Трахея с изображением св. Константина

Ил. 11. Алексей III Ангел (1195–1203).
Трахея с изображением св. Константина. Биллон. Позолота. Инв. № ОН-А-В-4756.
Государственный Эрмитаж


    ...Если говорить о монетах как оберегах, то для византийцев было характерно в доиконоборческую эпоху использовать в этом качестве медные монеты Александра Македонского (ил. 10). После победы иконопочитателей стал популярен образ святого Константина. Из письма Михаила Италика (середина XII века) известно, что в его время золотые монеты с изображением Христа на лицевой стороне и двух правителей на оборотной приписывали чеканке Константина Великого и полагали, что император изображен там вместе со святой Еленой. В обиходе такие монеты называли «константинаты». В действительности, образ святого Константина на византийских монетах впервые появился при императоре Алексее III Ангеле (1195–1203) (ил. 11), то есть спустя полвека после смерти Михаила Италика. Следовательно, автор письма, во-первых, приписывает Константину Великому явно не выпуск этого императора (монет Константина I с изображением Христа не существует), а гораздо более позднюю византийскую монету, поскольку образ Христа получил широкое распространение в монетной чеканке Византийской империи с IX века. Во-вторых, монета, о которой шла речь в письме Италика, была уже достаточно древняя для человека XII столетия, коль скоро он ее не признал как византийскую. Это говорит о том, что для магических целей использовали монеты, давно вышедшие из обращения. Свидетельство Италика важно также для понимания причин использования монет как апотропеев. Объясняя природу магической сущности монеты, он писал: «Она исходит от какой-то божественной силы, которая, возможно, была введена в монету инструментами чеканщиков, и которая дает носящему ее иммунитет против злых сил». По мнению Г. Макгвайра, это показывает, что при использовании монет в магических целях важнее были сами монеты, а не изображенные на них образы и символы...



НАЗАД

автор Гайдуков П.Г. mailto:russianchange@yandex.ru

Copyright ©2001-2017 В. В. Гурулева (Государственный Эрмитаж), П. Г. Гайдуков (Институт археологии РАН) Все права защищены. Перепечатка без согласия автора запрещена.
Copyright ©2001-2017 Gaidukov P.G., All Rights Reserved Worldwide

Webmaster Mole Man
Наш сайт http://russianchange.ru